Психологическая концепция религии З.Фрейда

Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии 1. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: В том же духе пишет и современный американский философ Уол -тер Стэйс: Теологи-томисты последователи ученья Фомы Аквинского, составляющие подавляющее большинство среди представителей католицизма и большинство религиозных философов ратуют за использование в обосновании бытия Бога человеческого разума. Томисты опираются на ученье Фомы Аквинского о присутствии в христианском откровении истин двоякого рода: Истины, доступные разуму, постигаются в процессе исследования объективного мира.

Происхождение религии

Психология религии С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется.

Такую точку зрения разделили бы последователи И. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы. Тем не менее, для значительной части исследователей, работавших в этой области, именно подход, сформулированный Джемсом, оставался главенствующим на протяжении долгого времени.

Если до возникновения гражданского общества религия, а вместе с ней и страх . Поэтому страх в концепции К. Ясперса является феноменом.

История и теория религий: Атеистическая концепция религии Атеистическая концепция религии свое наиболее последовательное, законченное развитие получила в марксизме. Марксизм ищет истоки религии в общественно-экономических формациях, порождающих у людей потребность в религии. Какие же внешние силы имеются в виду? Прежде всего это силы природы, которыми человек не смог практически овладеть и которые оказывают на его жизнь разрушительное воздействие.

Однако сами по себе природные факторы религию не порождали. Она возникла как результат неспособности людей овладеть природными силами, что было обусловлено низким уровнем развития материального производства. Следовательно, корни религии всегда носили социальный характер. Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями.

Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Гносеологические корни религии — это возможности формирования религии, связанные с познанием мира.

Вера может подкрепляться мистическим опытом. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.

В большинстве религий заметное место занимает духовенство служители религиозного культа Основы концепции сущности религии В современном религиоведении можно выделить пять основных концепций, объясняющих, исходя из различных мировоззренческих позиций, сущность и происхождение религии: Объективно-идеалистическая концепция Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии.

Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе.

Из ранних произведений Киркегора к философии религии имеет прямое с психологической точки зрения свобода связана с состоянием страха.

Альжев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес. Основные концепции, объясняющие сущность и происхождение религии 1. Объективно-идеалистическая концепция Объективно-идеалистическая концепция в том или ином варианте — философская основа всякой теологии. Поэтому именно она господствует в теологической и религиозно-философской литературе. Исходной посылкой данной концепции при объяснении религии является признание ее сверхъестественного источника: Бога, Абсолюта, вообще — трансцендентного.

В том же духе пишет и современный американский философ Уолтер Стэйс:

Происхождение религии. Что такое религия? Виды религий

Что есть ваша религия? Детские страхи переросшие в комплексы Ощущая опасные, неуправляемые и непонятные силы внутри и вовне себя, человек как бы припоминает свой детский опыт и возвращается к тому времени, когда он чувствовал, что находится под защитой отца, обладающего высшей мудростью и силой, и мог завоевать его любовь и защиту, подчиняясь приказаниям и стараясь не нарушать запреты.

Книга содержит данные по истории религии, вводит читателя в курс современных религиозных Основные психоаналитические концепции и гордости, благодарности и черствости, радости и горя, страха и предчувствия и т. д.

Термин апологетика образован от слова апология — защита. Христианская апологетика — это защита христианского учения от различных агрессивных и неагрессивных выступлений нашего мира. Апологетика выполняет частные задачи. Это ответы на вызовы нашего секулярного атеистического мира. Для удобства я разделяю апологетику на три больших блока. Это естественнонаучная, философская и историческая апологетика. Здесь должен быть и четвертый блок, хотя в тему апологетики он не укладывается: Вопросы, которые связаны с естественнонаучной апологетикой это всего, вопрос об отношении религии и науки.

Одна из задач апологетики — показать, что это противостояние ошибочно. Один из главных вопросов философской апологетики — о наличии в мире зла, который именуется христианской теодицеей. Вопросы исторической апологетики — вопросы действительного исторического существования Иисуса Христа. Когда мы говорим о сущности религии, то по самому понятию этих связанных слов, мы должны абстрагироваться от отличий, которые существуют между различными религиями. И даже более того, я убежден, что отказ от такого утверждения вреден и для самого христианства.

Религия и страх

Общая характеристика религиоведческого наследия 3. Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней первоначально истерии и невроза навязчивых состояний возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце х гг.

Таким образом, психоанализ — ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе. Изначально область применения психоанализа отстояла от религиоведения достаточно далеко, речь шла о чисто медицинских задачах — диагностике и лечении определенной разновидности психических болезней.

обоснована позитивная, роль страха в рамках религиозных верований; .. концепция, включающая все специфические особенности страха как.

Концепции возникновения религии Божественное начало Самые первые попытки этиологии объяснения культуры в истории человечества имели теологический характер, то есть, все человеческие открытия и изобретения рассматривались как дар божий. Заблуждения человека В античности возникли первые концепции, объясняющие происхождение религии. По данной версии роль религиозных воззрений заключается в том, чтобы освободить человека от ужаса, дать ему ощущение стабильности и непрерывности жизни.

Подтверждением может служить наличие в каждой религии включая самые древние сотериологических учений, обещающих вечное спасение, дарующих надежду на вечную жизнь, тем самым компенсирующих ужас перед смертью. Феноменология религии, в частности Р. Однако, воплощая идеи в культурной деятельности, человек создает лишь слабое подобие идеального мира.

Считалось, что художник, архитектор сами ничего не изобретают, но Дух божий вложил идеи и образы им в голову или вообще водит рукой иконописца, направляет действия каменщика, строителя, составителя книги. Так, в конце концов, произошло обожествление реальных людей, им стали поклоняться и чтить в веках. Подобного объяснения до сих пор придерживаются некоторые ученые, пытаясь разгадать загадку религиозного сознания.

4. Атеистическая концепция религии

В результате изучения данной главы студент должен: Страх создал богов С религиозной точки зрения появление религии вполне объяснимо: Хочет он этого или не хочет, — пишет архиепископ Иоанн Сан-Францисский. И человек открывается все время — и откроется до конца — Богу во всех своих делах, чувствах и мыслях и получит от Бога в вечном мире то духовное место, которое будет правдиво соответствовать внутреннему нравственному состоянию его духа" [1].

Реальный и невротический страх. В своих лекциях по введению в психоанализ (–) Фрейд уделил особое внимание проблематике страха.

Согласно марксизму, главной причиной существования религии является стихийность общественного развития, когда люди не в состоянии сознательно управлять общественными отношениями. Кроме социальных корней религии, марксизм рассматривает гносеологические и психологические ее корни. Возникновение религии связано не только с особенностями человеческого познания, но и с особенностями человеческих эмоций, в этой связи и ведут речь о психологических корнях религии.

Особая роль, как считают атеисты, принадлежит в возникновении религии такой эмоции, как страх. Страх перед лицом смерти преодолевается вовсе не верой в бессмертие души. Психологические корни религии не ограничиваются лишь перманентным чувством страха в условиях антагонистического общества. Благоприятную почву для религии создают также другие отрицательные эмоции — горе, скорбь, одиночество, которые также социально обусловлены.

Говоря об отрицательных эмоциях как о психологических корнях религии, марксизм подчеркивает, что сами по себе эти чувства к религиозности не приводят, все зависит, прежде всего, от социальной действительности, от качеств личности, от условий жизни, воспитания и окружения.

Если мучают навязчивые страхи. Священник Игорь Сильченков

Жизнь вне страха не только возможна, а совершенно достижима! Узнай как избавиться от страхов, кликни здесь!