Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Народная медицина > Янтарь
 
История медицинского применения янтаря

Опыт греческих врачей переняли римские эскулапы, тоже относившиеся к янтарю с почтением. По свидетельству Тацита, «электрон», ввозимый из «страны германцев», считался предметом роскоши. Патриции использовали янтари как обереги и в качестве лечебно-профилактического средства. В книге Плиния Старшего «Естественная история» сказано, что жительницы Верхней Италии носили янтари на шее для профилактики зоба, болезней уха-горла-носа, мигрени; кроме того, считалось, что янтарь спасает от желтухи и выводит камни из печени и почек. Он же — средство для сохранения беременности. Он же — лекарство от бессонницы... Словом, панацея.

Опыт античной медицины унаследовала медицина средневековая. Нельзя сказать, что европейские медики раннего средневековья внесли существенный вклад в теорию и методологию янтаротерапии, зато они расширили список болезней, при которых полагалось назначать янтарь. Его прописывали от кожных болезней, для укрепления зубов, при язвах, мигрени, судорогах, астме, чахотке, бессоннице — словом, он служил своего рода палочкой-выручалочкой при любых заболеваниях, в том числе неизвестных и не поддающихся диагностике. Целители, владевшие секретом добычи «настоящего лечебного» янтаря и пользовавшие им пациентов, назначали его кто против чего на свое усмотрение, но все медики соглашались по крайней мере в том, что янтарь незаменим при детских и женских болезнях, а также при опухолях. Использовали его как наружное средство в виде аппликаций (носили камни на теле) и для приема внутрь в порошках.


Тогда же, в средние века, особое значение придавали обережным свойствам янтаря. Нынешняя наука не принимает такой точки зрения всерьез, зато средневековая медицина, шедшая рука об руку с магией, ставила обережные свойства янтаря едва ли не выше лечебных. Бируни в трактате «Минералогия» писал: «Причиной пристрастия к янтарю является то, что он отвращает вред от дурного глаза». А понятие о «дурном глазе» связывалось с понятием «порчи» — последняя тогда казалась еще страшнее яда или кинжала, поскольку от нее нет спасения... Вернее, почти пет — кроме янтаря. В это верили самозабвенно — и, по-видимому, вера помогала. В России, например, чуть ли не всякий помещик заставлял нянек и кормилиц носить янтарные ожерелья, дабы защитить барчонка от дурного влияния челяди.


Еще одно удивительное свойство янтаря было открыто на Востоке. Вот как об этом повествует легенда. Некий персидский шах, заядлый любитель груш, повелел садовнику своему доставить назавтра к обеду несколько дюшесов «янтарной спелости». Тот вполне резонно заметил: не сезон, мол, груши еще зеленые, три недели ждать. Падишах не менее резонно возразил, что ежели завтра на третье не будет груш, он повелит отрубить садовнику голову во имя Аллаха. Садовник опечалился, нарвал зеленых плодов, с вечера заперся у себя в каморке и ночь напролет окуривал их янтарным дымом, вознося горячие молитвы к Аллаху. И Аллах сотворил чудо: к утру все поспело.


Много позже, в XX веке, доказали, что чуда тут не было. Советский физиолог растений профессор Ю.В.Ракитин с коллегами воспроизвел эксперимент древнеиранского садовника «на чис
том фоне» — то есть условия опыта и действия экспериментаторов те же минус молитвы. Тем не менее спустя 12 часов зеленые плоды послушно созрели и стали годными к употреблению. Профессор Ракитин предположил, что им помог созреть этилен, выделяющийся при сгорании янтаря.

XVII — XVIII столетия следует считать триумфом янтарной медицины. В ту эпоху врачи единодушно полагали, что нет ни одной болезни, при которой янтарь не помогает. Тогда же он нашел еще одно применение, не совсем обычное: его стали использовать в оптике. В 1691 году мастер Христиан Першин, владевший секретом полного обесцвечивания желтого янтаря, впервые изготовил янтарную лупу и янтарные стекла для очков.


 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню